06.11.2022
Квалификация педагогов – это уровень знаний, умений,
профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности,
включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне
понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком
уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими
техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого
ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим
сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию,
когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом
он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых
очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым
сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине
оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных
средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить
ответственность учителей за результаты педагогической деятельности.
Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения
данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических
работников.
2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
3. Инструмента роста качества российского образования.
4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством
образовательного учреждения и педагогами.
5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в
образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них
предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на
основе характера сложности и результативности решения поставленных
задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций,
адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения
полноценной воспитательной работы воспитатель обязан овладеть
умениями и навыками, а для полноценного развития воспитанника.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
«Совершенствование профессиональных компетенций педагога ДОО
согласно требований ФГОС".
1. Актуальность, обоснованность, необходимость инновации
В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству
образования и профессиональному уровню педагогических работников.
Особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов,
работающих в системе дошкольного образования.
В профессиональном стандарте «Педагога» четко указано, что
педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного
образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих
определенных знаний и умений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования в пп. 3.4.2. сказано, что «педагогические работники,
реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями,
необходимыми для создания условий развития детей».
Образовательная деятельность ДОО в условиях реализации ФГОС должна
быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а
именно:
Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного
характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое
мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические
особенности личности ребенка; провести анализ результативности
воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по
итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ
работы с позиции требований ФГОС;
Проектировочных: умение разработать сценарий проведения
воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися
проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в
области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать
план, программу деятельности на конкретный период времени в
соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
Организаторских: умение применять в педагогической практике
современные образовательные технологии; современные подходы к
воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в
различные виды деятельности, соответствующие их психологическим
особенностям и потребностям;
Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным
взаимодействием;
Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и
приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного
подхода) реализации образовательного процесса.
Новые социальные ориентиры, изложенные в документах обусловливают
необходимость и значимость профессионализма – не только наличие у
педагога комплекса профессиональных знаний умений навыков, но и
наличие сформированных личностных и профессиональных качеств
педагога. Необходимо, чтобы педагог дошкольного образования осознавал
общественную значимость своей профессиональной деятельности в социуме.
Сама деятельность все больше становится принципиально инновационной.
Современная жизнь требует от педагога умения быть готовым к переменам,
способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и
самостоятельным в принятии решений. Признаком времени является
повышенный профессионализм педагога дошкольного образования.
Инновационная деятельность всегда связана с рядом преобразований. Любое
обновление педагогического процесса в образовательном учреждении
требует модернизации не только содержания образования, предметной
среды, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны
развиваться параллельно.
Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих
специфику работы на дошкольном уровне образования указанных
в Профессиональном стандарте педагога, а также в работах других
педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить
следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать
педагог современного дошкольного учреждения:
1. Компетенция в ведении образовательного процесса
2. Методологическая (методическая) компетентность
3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных
программ
4. Компетентность в организации воспитательной работы
5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и
организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса
6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного
маршрута воспитанников
7. Компетентность в установлении контактов с родителями
8. Компетенция в организации информационной основы деятельности
воспитанников
9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования
10. Креативная компетентность педагога (исследовательская)
11. Коммуникативная компетентность
12. Регулятивная компетентность
13. Социальная компетентность
14. Специальная компетентность
пути развития профессиональной компетентности педагогов:
работа в методических объединениях и творческих группах
исследовательская, экспериментальная деятельность
инновационная деятельность, освоение новых педагогических
технологий
различные формы педагогической поддержки
активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
обобщение собственного педагогического опыта
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной
профессиональной компетентности методической службой
созданы определенные условия. Каждый педагог ДОО имеет возможность:
систематически проходить курсов повышения квалификации
изучать современную методическую, педагогическую литературу
посещать обучающие семинары, практикумы и т.д.
участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
изучать информационно-компьютерные технологии
участвовать в конкурсах профессионального мастерства
участвовать в реализации проектов по ДОО
иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих
педагогических разработок
осуществлять работу по самообразованию