Инструкция по сопровождению инвалидов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Светлячок»

СОГЛАСОВАНО:
Председатель ППО

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ детский сад №3 «Светлячок»

___________Е.А.Дворянинова
«___» ___________ 20___г.

___________М.А. Замятина
«___» ___________ 20___г.

ИНСТРУКЦИЯ
по сопровождению инвалидов
в помещениях образовательной организации и
на прилегающей территории

Кировград 2023

1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Светлячок» (далее
– МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок») в целях реализации Федерального
закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ ч.1
ст.15.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом
способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение,
обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Маломобильные группы населения (МГН) – это люди испытывающие
затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги,
необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды,
люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди
старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с
малолетними детьми и т.п.).
Сопровождающее лицо – сотрудник учреждения или другое физическое
лицо, сопровождающее лицо с ограниченными физическими возможностями во
время предоставления услуги.
Путь движения – пешеходный путь, используемый МГН, в том числе
инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по прилегающей территории,
а также внутри учреждения.
1.2. Настоящая инструкция разработана в целях:
 недопустимости дискриминации в МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок»
по признаку инвалидности, то есть любое различие, исключение или ограничение
по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление
или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех
гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в
политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой
иной области.
 реализация прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
на получение образования и воспитания и социальной адаптации в условиях
МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок».
1.3. Настоящая инструкция обязательна для
сотрудниками МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок».

исполнения

всеми

1.4. В соответствии с настоящей инструкцией сотрудники проходят
1

инструктаж и обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
объектов и услуг МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок», в том числе с участием
персонала (с оказанием помощи в преодолении барьеров и сопровождении
инвалида или лица с ОВЗ).
1.5. Руководителем МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» назначается лицо
ответственное за сопровождение инвалида или лица с ОВЗ. Для учета работы по
инструктажу и обучению сотрудников по работе с лицами с ОВЗ и инвалидами
ведется «Журнал инструктажа по сопровождению инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья» (далее – Журнал) (Приложение №1).
1.6. Допуск к работе вновь принятых работников в МАДОУ детский сад №3
«Светлячок», которые будут находиться в непосредственном контакте с детьмиинвалидами и лицами с ОВЗ, осуществляется после прохождения инструктажа и
обучению по вопросам доступности объектов и услуг МАДОУ детский сад № 3
«Светлячок».
2. Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам МАДОУ
детский сад № 3 «Светлячок» и объектам, на которых они предоставляются,
сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие правила этикета при
общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при
разговоре. При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать
ему руку, расположить к себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать
себя и других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует
пояснять, к кому в данный момент обращен разговор, и назвать себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется
подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае
положительного ответа спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по
имени; взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности
в общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать,
когда указанное лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на
одном зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2

2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные
движения в различных группах мышц) реагировать на произвольные движения
указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо
привлечь внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с
указанным лицом рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально
четко, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребенку – инвалиду, инвалиду или лицу
с ОВЗ, где находится санузел, что поможет ему быстрее адаптироваться в
МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок».
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
Сотрудники обязаны встретить, вежливо объяснить, где находиться нужный
объект инвалиду, убедиться в доступности прохода, куда следует передвигаться.
Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять её местоположение без
согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при
передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется
предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвалидной
коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что инвалидные коляски
быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут
привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
Если существуют архитектурные барьеры, предупредить о них, чтобы человек
имел возможность принимать решение заранее. Как правило, у людей, имеющих
трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это способ свободного
(если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся
инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут
передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для
того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,
дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается
перебивать, поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить
следует только тогда, когда собеседник закончил формулировать свою мысль.
При разговоре рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать
визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют
коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация
воспринята и осмысленна. В случае если фраза не понята, рекомендуется
3

попросить собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя
пытаться ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее
количество времени для формирования высказывания. Следует быть готовым к
тому, что разговор с указным лицом займет больше времени. При возникновении
проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой способ
общения: взрослому, посетившему МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» –
написать, напечатать; ребёнку – показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык,
выражаться точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и
образных выражений, если только нет точной уверенности в том, что собеседник
с ними знаком. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в развитии имеет
жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек. Необходимо помнить,
что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут подписать документы,
давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения
имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные
имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертание
предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других слабое прямое при
хорошем периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо
выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при
общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В
первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он
следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа
помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с нарушением зрения
осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями зрения,
сотрудник должен передвигаться по МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» без
резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось
от помощи в сопровождении по МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок», при этом
сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан
подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны
поставить в известность лицо с нарушением зрения о наличии в МАДОУ детский
сад № 3 «Светлячок» информационных табличек, изготовленных с
использованием шрифта Брайля. Для ориентации лица с нарушением зрения в
МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» необходимо кратко описать
местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов;
своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, порогах, лужах, перепадов
уровней высот у входа в здание и т.п. Если сотрудник предлагает лицу с
нарушением зрения присесть, следует направить руку данного лица на спину
стула или подлокотник. Не водить по поверхности его руку, а дать ему
возможность свободно потрогать предмет. Если сотрудника попросили помочь
4

взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его
рукой этот предмет. При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения
какой-либо информации сначала следует предупредить данное лицо об этом.
Читать необходимо всё, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст
документа – от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или
международные слова. При чтении какого-либо документа лицу с нарушением
зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если лицо с
нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке,
прочитать документ данному лицу, при необходимости для полного восприятия
текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от
ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует
несколько типов и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов
общения с лицами с нарушением слуха. Данные критерии в обязательном порядке
надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при
общении. В процессе диалога с лицом с нарушением слуха следует смотреть
прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами или
какими-то предметами. Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность
следить за выражением лица собеседника. Для привлечения внимания лица с
нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка
тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить следует
максимально четко, артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц испытывает
значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге
использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при
необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых
синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает
информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется для
восприятия лицом с нарушением слуха написать её, или донести любым другим
способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной группой
лиц, возможно, использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для
пояснения
смысла
сказанного.
Если
общение
происходит
через
сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к
собеседнику, а не к переводчику.
Все сотрудники учреждения при обслуживании и общении с инвалидами или
лицами с ОВЗ должны соблюдать максимальную этику, вежливость и такт в
соответствии с ограничениями его здоровья.

5

Приложение №1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Светлячок»

Журнал инструктажа
по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
Начат «___» ________ 20___ г.
Окончен «___» ________ 20___ г.
№
п/п

ФИО лица,
проходившего
инструктаж

Должность

1

2

3

Дата
Подпись
ФИО лица,
проведения
лица,
проводившего
инструктажа проходившего инструктаж,
инструктаж
должность,
подпись
4

5

6

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».