Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» СОГЛАСОВАНО: Председатель ППО УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ детский сад №3 «Светлячок» ___________Е.А.Дворянинова «___» ___________ 20___г. ___________М.А. Замятина «___» ___________ 20___г. ИНСТРУКЦИЯ по сопровождению инвалидов в помещениях образовательной организации и на прилегающей территории Кировград 2023 1. Общие положения 1.1. Настоящая инструкция разработана для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Светлячок» (далее – МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок») в целях реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ ч.1 ст.15. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Маломобильные группы населения (МГН) – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми и т.п.). Сопровождающее лицо – сотрудник учреждения или другое физическое лицо, сопровождающее лицо с ограниченными физическими возможностями во время предоставления услуги. Путь движения – пешеходный путь, используемый МГН, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по прилегающей территории, а также внутри учреждения. 1.2. Настоящая инструкция разработана в целях: недопустимости дискриминации в МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» по признаку инвалидности, то есть любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. реализация прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на получение образования и воспитания и социальной адаптации в условиях МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок». 1.3. Настоящая инструкция обязательна для сотрудниками МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок». исполнения всеми 1.4. В соответствии с настоящей инструкцией сотрудники проходят 1 инструктаж и обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) объектов и услуг МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок», в том числе с участием персонала (с оказанием помощи в преодолении барьеров и сопровождении инвалида или лица с ОВЗ). 1.5. Руководителем МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» назначается лицо ответственное за сопровождение инвалида или лица с ОВЗ. Для учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по работе с лицами с ОВЗ и инвалидами ведется «Журнал инструктажа по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Журнал) (Приложение №1). 1.6. Допуск к работе вновь принятых работников в МАДОУ детский сад №3 «Светлячок», которые будут находиться в непосредственном контакте с детьмиинвалидами и лицами с ОВЗ, осуществляется после прохождения инструктажа и обучению по вопросам доступности объектов и услуг МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок». 2. Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» и объектам, на которых они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие правила этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации: 2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к себе. 2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в данный момент обращен разговор, и назвать себя. 2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа спросить, что и как делать для оказания помощи. 2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени; взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы». 2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо самостоятельно закончит фразу. 2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним. 2 2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц) реагировать на произвольные движения указанного лица. 2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения. 2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребенку – инвалиду, инвалиду или лицу с ОВЗ, где находится санузел, что поможет ему быстрее адаптироваться в МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок». 3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении. Сотрудники обязаны встретить, вежливо объяснить, где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в доступности прохода, куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять её местоположение без согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски. Если существуют архитектурные барьеры, предупредить о них, чтобы человек имел возможность принимать решение заранее. Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться. 3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи. Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация воспринята и осмысленна. В случае если фраза не понята, рекомендуется 3 попросить собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее количество времени для формирования высказывания. Следует быть готовым к тому, что разговор с указным лицом займет больше времени. При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой способ общения: взрослому, посетившему МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» – написать, напечатать; ребёнку – показать жестами. 3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения. В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений, если только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут подписать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д. 3.4. Лица, имеющие нарушение зрения. При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертание предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться по МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» без резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от помощи в сопровождении по МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок», при этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в известность лицо с нарушением зрения о наличии в МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» информационных табличек, изготовленных с использованием шрифта Брайля. Для ориентации лица с нарушением зрения в МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок» необходимо кратко описать местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов; своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, порогах, лужах, перепадов уровней высот у входа в здание и т.п. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного лица на спину стула или подлокотник. Не водить по поверхности его руку, а дать ему возможность свободно потрогать предмет. Если сотрудника попросили помочь 4 взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо всё, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа – от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или международные слова. При чтении какого-либо документа лицу с нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке, прочитать документ данному лицу, при необходимости для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от ответственности, обусловленной документом. 3.5. Лица, имеющие нарушение слуха. При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами или какими-то предметами. Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица собеседника. Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить следует максимально четко, артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха написать её, или донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной группой лиц, возможно, использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Все сотрудники учреждения при обслуживании и общении с инвалидами или лицами с ОВЗ должны соблюдать максимальную этику, вежливость и такт в соответствии с ограничениями его здоровья. 5 Приложение №1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок» Журнал инструктажа по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Начат «___» ________ 20___ г. Окончен «___» ________ 20___ г. № п/п ФИО лица, проходившего инструктаж Должность 1 2 3 Дата Подпись ФИО лица, проведения лица, проводившего инструктажа проходившего инструктаж, инструктаж должность, подпись 4 5 6 6