Основная образовательная программа МАДОУ детский сад №3 "Светлячок"
Описание образовательной программы
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального
подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа:
Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей с 1 года
до 8-ми лет.
Образовательная программа ДОУ обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от
1 года до 8 лет, в том числе с одарённым детям и детям с ограниченными возможностями
здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям.
Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.
Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога - психолога); консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье.
Для одарённых детей.
Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога); консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по вопросам воспитания ребенка в семье.
Возрастные категории детей.
От 1 года до 2 лет – ранний возраст
От 2 лет – до 3 лет – ранний возраст
Дошкольный возраст.
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 7 лет до 8 лет
Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода
Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3). Обязательная часть Программы построена на содержании
Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлены следующие программы/технологии:
Социально – коммуникативное развитие:
11 |
Дыбина О.В.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. М; Мозаика
– Синтез. – 72с. |
22 |
Дыбина О.В
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.-М.:
Мозайка-Синтез, 2015.-96с. |
43 |
Дыбина О.В.
Ознакомление с социальным окружением. Старшая группа.
-М.:Мозайка-Синтез.,2015.-80 с. |
54 |
Дыбина О.В.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий: 6-7
лет. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 –72 с. |
65 |
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 3-4 года.
2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 64 с. |
76 |
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений:
Конспекты занятий: 4-5 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.;Мозаика – Синтез,
2020 – 72 с. |
77 |
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений:
Конспекты занятий: 5-6 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.;Мозаика – Синтез,
2020 – 88 с. |
88 |
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений:
Конспекты занятий: 6-7 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез,
2020 – 200 с. |
99 |
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшаягруппа. . М; Мозаика –
Синтез. – 60 с. |
110 |
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняягруппа.-М.:
Мозайка-Синтез, 2015.-96 с. |
11 |
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшаягруппа. М.:
Мозайка-Синтез.,2015.-112с |
112 |
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа.
– М.; Мозаика – Синтез, 2017 – 112с |
113 |
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в
картинках» (предметный мир) «Авиация»
Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г. «Автомобильный
транспорт» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г. «Бытовая
техника» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г. «Водный
транспорт» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г. «Инструменты
домашнего мастера» Москва «Мозаика-Синтез» 2010г. «Музыкальные
инструменты»» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г. «Посуда»
Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г. |
114 |
О.А. Соломенникова «Экологическое
воспитание в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2005-2010г. |
Речевое развитие
1 |
Гербова В.В. Речевое
развитиев детском саду: Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. 2-е изд., испр. и
доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 104с. |
2 |
Гербова В.В. Речевое
развитиев детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. 2-е изд., испр. и
доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 104 с. |
3 |
Гербова В.В. Речевое
развитиев детском саду: Конспекты занятий: 5-6 лет. 2-е изд., испр. и доп. –
М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 136 с. |
4 |
Гербова В.В. Речевое
развитиев детском саду: Конспекты занятий с детьми 6- 7лет. 2-е изд., испр. и
доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 104с. |
5 |
Куликовская
Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации
звуков – СПб: ООО «Издательство «Детство Пресс.2015- 128 |
6 |
Ушакова
О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и Речевое развитие– 2- е изд.,
дополн. Методическое пособие – М, 2015 -288с |
7 |
Ушакова
О.С. «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет». ТЦ Сфера Книги для
чтения детям |
1 |
Хрестоматия
для чтения в детском саду и дома. Младшая группа 3-4 года. Мозаика – Синтез
2016 |
2 |
Хрестоматия
для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет.-М.: Мозайка- Синтез,
2016.-320с. |
3 |
Хрестоматия
для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – М.:.Мозайка- Синтез 2016 –
320с. |
4 |
Хрестоматия
для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет-М.; Мозаика Синтез,2016.-
320с. |
Художественно-эстетическое развитие
1 |
Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия» по программе
«От рождения до школы». Младшая группа (от 3 до 4 лет), – издание 2-е,
исправленное -Волгоград: «Учитель» 2012 – с. 239 |
2 |
Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия» по программе
«От рождения дошколы». Средняя группа (от 4 до 5 лет), – издание 2-е. -
Волгоград: «Учитель»: ИП Гринин Л.Е. 2012 – с. 335 |
3 |
Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия» по программе
«От рождения до ьшколы». Старшая группа, – издание 2-е, исправленное -
Волгоград: «Учитель» 2012 – с. 348 |
4 |
Арсенина Е.Н.
«Музыкальные занятия» по программе «От рождения до ьшколы». Подготовительная
группа, – издание 2-е. - Волгоград: «Учитель» 2012 – с. 319 |
5 |
Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность в детском саду : Конспекты занятий с детьми 3-4
лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 112 с. |
Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность в детском саду : Конспекты занятий с детьми 4-5
лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 112 с. |
|
7 |
Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность в детском саду : Конспекты занятий с детьми 5-6
лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 152 с |
8 |
Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность в детском саду : Конспекты занятий с детьми 6-7
лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 136 с. |
9 |
Лыкова И.А.
«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития
детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического
отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2016 – 144 с. 14-е издание, перераб.
и доп. |
10 |
Каплунова И.
Новоскольцева И. «Ладушки» программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста – под редакцией А. В. Демидова, - издание второе, дополненное
и переработанное, издательство «Композитор – Санкт – Петербург» 2015, с. 113 |
11 |
Каплунова И.
Новоскольцева И. «Ладушки» - Праздник каждый лень - Подготовительная группа
(Конспекты музыкальных занятий с баудиоприложением) - под редакцией А. В.
Демидова, - издание второе, дополненное и переработанное, издательство «Композитор
– Санкт – Петербург» 2015, с. 366 |
12 |
Каплунова И.
Новоскольцева И. «Ладушки» - Праздник каждый лень - Средняя группа (Конспекты
музыкальных занятий с аудиоприложением) - под редакцией А. В. Демидова, сост.
И. Каплунова, И. Новоскольцева - издание второе, дополненное и
переработанное, издательство «Композитор – Санкт – Петербург» 2015, с. 270 |
13 |
Каплунова И.
Новоскольцева И. «Ладушки» - Праздник каждый лень - Младшая группа (Конспекты
музыкальных занятий с аудиоприложением) - под редакцией А. В. Демидова,-
издание второе, дополненное и переработанное, издательство «Композитор –
Санкт – Петербург» 2015, с.236 |
Познавательное развитие
11
Дыбина О.В.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. М; Мозаика
– Синтез. – 72с.
22
Дыбина О.В
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.-М.:
Мозайка-Синтез, 2015.-96с.
43
Дыбина О.В.
Ознакомление с социальным окружением. Старшая группа.
-М.:Мозайка-Синтез.,2015.-80 с.
54
Дыбина О.В.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий: 6-7
лет. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 –72 с.
65
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 3-4 года.
2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 64 с.
76
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений:
Конспекты занятий: 4-5 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.;Мозаика – Синтез,
2020 – 72 с.
77
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений:
Конспекты занятий: 5-6 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.;Мозаика – Синтез,
2020 – 88 с.
88
Помораева
И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений:
Конспекты занятий: 6-7 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика – Синтез,
2020 – 200 с.
99
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшаягруппа. . М; Мозаика –
Синтез. – 60 с.
110
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняягруппа.-М.:
Мозайка-Синтез, 2015.-96 с.
11
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшаягруппа. М.:
Мозайка-Синтез.,2015.-112с
112
Соломенникова
О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа.
– М.; Мозаика – Синтез, 2017 – 112с
113
Наглядно-дидактические пособия:
Серия «Мир в
картинках» (предметный мир)
«Авиация»
Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г.
«Автомобильный
транспорт» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г.
«Бытовая
техника» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г.
«Водный
транспорт» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г.
«Инструменты
домашнего мастера» Москва «Мозаика-Синтез» 2010г.
«Музыкальные
инструменты»» Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г.
«Посуда»
Москва «Мозаика-Синтез» 2005-2010г.
114
О.А. Соломенникова «Экологическое
воспитание в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2005-2010г.
Физическое развитие
1 |
Пензулаева Л.И.
Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий ля работы с детьми 3-4
лет. – М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 112 с. |
2 |
Пензулаева Л.И.
Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5
лет– М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 160 с.. |
3 |
Пензулаева Л.И.
Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 5-6
лет– М.; Мозаика – Синтез, 2020 – 192 с. |
4 |
Пензулаева Л.И.
Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 6-7
2020 – 160 с. |
5 |
Борисова М.М.
Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет– М.:
Мозаика – Синтез 2015 – 48с. |
6 |
Нищева Н.В.
Подвижные и дидактические игры на прогулке СПб: ООО «Издательство «Детство
Пресс, 2014- 192 с. |
7 |
Федорова С.Ю.
Планы физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез 2020 –
96 с. |
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском
саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и
семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и
о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества,
способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям
и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы в работе с семьями воспитанников:
-открытость детского сада для семьи;
-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-создание единой развивающей предметно-пространственной среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
Формы сотрудничества с семьёй:
-консультирование родителей, индивидуальные беседы;
-общие и групповые родительские собрания;
-приобщение родителей к реализации тематических недель;
-Дни открытых дверей, открытые просмотры образовательной деятельности;
-анкетирование;
-проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов;
-совместные с родителями выставки;
Просветительская деятельность для родителей: выпуски раздаточной информации в форме брошюр; стендовая информация; новости на сайте детского сада; мессенджерах.
Совместная деятельность: образовательные проекты, семейный клуб семейный театр.
Исследование социального статуса семей воспитанников
Исследование социального статуса семей воспитанников проводится ежегодно, в
сентябре и является фундаментом для совершенствования планирования работы с родителями,
направленной на личностно ориентированный подход к семьям.